>

У театральной Одессы должно быть прекрасное будущее

Театральная студия лицей - Падука АнатолийНа фото: Анатолий ПАДУКА, руководитель одесского театрального лицея

Наш город богат своим культурным многообразием. Одесский театральный лицей, что на улице Спиридоновской, 10 — один из его предметов гордости. Широко известна у нас театральная студия лицея, которую возглавляет лауреат Всеукраинского конкурса, артист высшей категории Анатолий ПАДУКА, человек, живущий искусством и передающий его ценности младшему поколению. В студии учились десятки талантливых актеров и актрис, певцов и музыкантов. Он позволил себе рассказать об обратной стороне творческого процесса — о равнодушии чиновников и отсутствии финансирования.

— Анатолий Иванович, вы человек культуры и образования, и вы уверены, что прошлое — это основа для построения будущего?

— Да, без прошлого нет будущего. Наша власть наконец поняла, что необходима помощь. Только сейчас стали говорить об этом впервые за 25 лет, повернулись лицом к интеллигенции. Сейчас уже идет речь о том, что необходимо поддержать образование и медицину. Хорошо, конечно, но лучше позже, чем никогда. Ну, и есть надежда на то, что и культура наша не будет забыта.

Продвигаемся мы неспешно, есть небольшие изменения. Министр науки и образования говорит о реформе этой сферы. Запланировано повышение зарплат, аттестация. Я согласен с тем, что здесь должны работать профессионалы, пусть проверяют, пусть внедряют реформы, застоя не должно быть. Мы должны уже сейчас заботиться об образовании, а также о своем театральном будущем, будущем нашей любимой Одессы и Украины.

— Теперь вы работаете с подрастающим поколением. Вашим воспитанникам 10-20 лет, как раз в этом возрасте формируется личность. С точки зрения педагога, как вы видите сегодня ближайшее развитие молодежного направления?

— Процесс довольно непростой, и у него несколько составляющих. Несомненное благо, что наш город богат традициями, во всем этом широчайшем спектре колорита, доставшегося от многих наций и народностей, нам нельзя потерять свой исконный национальный характер, патриотизм, любовь к городу, к Украине. Любое искусство должно базироваться на твердой основе. Поэтому необходимо, чтобы в корне обучающих программ были Тарас Шевченко, Григорий Сковорода, Григорий Квитка-Основьяненко. И наряду с ними — Александр Довженко и Сергей Параджанов. Поколение 15-17 летних должны знать этих великих людей, дышать их словом, впитывать их мудрость, насыщаться их идеями. На этом необходимо воспитывать молодежь, повернуть их лицом к Василию Стусу, Ольге Кобылянской, Лине Костенко. Так формируется будущее нации.

— Вы полагаете, что этих авторов недостаточно изучают в школах?

— Знаете, дело не только в школьных программах, которые, мягко говоря, несовершенны. У нас есть обратная сторона известности — многие увлеклись погоней за одесским юмором, за глянцем, который является лишь внешней оболочкой. Я считаю, что Тарас Шевченко и Григорий Сковорода — фундамент культуры украинцев, то, что должно передаваться из поколения в поколение. Если же мы это упустим и не будем в своей работе акцентировать внимание на нашей аутентичности, то произойдет разрыв, и поколения будут просто потеряны. Люди будут реагировать лишь на яркую обложку, на коммерческие дешевые комедийные спектакли. А откуда тогда им черпать мудрость? Где искать ответы на извечные вопросы? К чему стремиться?

— Для этого необходимо работать сообща?

— Совершено верно, необходима не только школьная работа, это и внешкольные учреждения, филармония, репертуар театров. Пока же в Одессе такую миссию достойно выполняет только Академический украинский музыкально-драматический театр им. В. Василько. А остальные бездействуют, хотя расположены на территории Украины. В итоге, сегодня в нашей жизни мало украинского, мало основ, которые дают глубокие корни самоидентификации. Ощутимо упущение, скорее всего невольное, выработанное в погоне зарабатывания денег, за внешним проявлением. И этот процесс идет уже давно. В 90-е годы нам то не давали ничего национального, а то мы сами не брали. Вот так и привыкли к такому положению вещей.

— Тем не менее, вы выкладываетесь. Но и роль родителей в этом процессе тоже ведь далеко не последняя…

— Именно поэтому очень хотелось, чтобы при таких студиях были родительские комитеты, которые бы помогали финансами, ведь на развитие в бюджете денег не заложено. Нет проекторов, экранов, камер, микрофонов, музыкальных инструментов. Родительский комитет должен бы помогать, но родители зачастую уходят от такой ответственности. Отдают свое чадо в студию и не оказывают больше никакой помощи. И лишь за редким исключением хотят посодействовать. Но ведь можно все сделать правильно: вкладывая деньги в развитие, при этом контролировать их расход. А соответствующие департаменты горсовета должны похлопотать о том, чтобы были заложены средства в бюджет. В декабре будет 20 лет, как я работаю в лицее. И за это время для этой студии ничего существенного не приобреталось, ну, может быть, ковровая дорожка, и все.

— Но ковровая дорожка — это не музыкальный инструмент…

— Да, это не музыкальный и не театральный инструмент, и даже не компьютер. А приобретение оснащения очень важно для развития студии, хотя за двадцать лет выжили и без этого. И как награда для меня — мои ученики выступают в Киеве и Москве. И мне хотелось бы, чтобы такое происходило благодаря помощи, вниманию, отношению неравнодушных людей, а не вопреки обстоятельствам. Чтобы к нам чаще ходили на спектакли, на концерты чиновники, которые отвечают за развитие подобных программ. А не ставили «птички», рапортуя, мол, мы провели фестиваль, в то время, когда просто поприсутствовали. Чиновники же у нас зачастую просто пишут отписки, направляя их министру образования, а на самом деле нет настоящего интереса к нашей работе.

— Это ваше предложение для улучшения ситуации? Чтобы властьимущие не формально, а всем сердцем интересовались работой студий, вашей работой?

— Это для нас — финансовая база, а потом профессиональное жюри. Они организуют приглашения артистов, например, из Украинского театра, кукольного театра, Русского театра, для встреч, для проведения мастер-классов. Начало всему — это базис, а базис — это экономическая составляющая, которой у нас как раз и нет. Мы не можем дать объявление на телевидении о дополнительном наборе, потому что для лицея это большие деньги, а где их взять? Необходимо, чтобы власть думала о завтрашнем дне, о будущем поколении.

Театральная студия лицей - Энеида

Одесский театральный лицей: «Энеида»

— В связи с этим наш традиционный вопрос: пожелания городской, областной и украинской власти.

— Я хочу пожелать, что бы в их сердцах всегда царила национальная идея, чтобы ее ростки давал Григорий Саввич Сковорода, Иван Петрович Котляревский своими произведениями и мировоззрением. Ведь «Энеида» И. Котляревского в 18 веке, была опубликована в Петербурге без его ведома, ради забавы, в этом произведении была заложена идея достоинства. Нам не нужно изобретать велосипед, для нас это выстрадали классики нашей литературы. Власть не должна забывать свои корни и своих предков, и должна делать все необходимое для того, чтобы и молодое поколение их не забыло. Власти необходимо понять, что на земле она не только для того, чтобы потреблять, но и для того, чтобы отдавать.

— А что вы пожелаете украинскому народу в это тяжелое время, в котором оказалась наша страна?

— Беречь свое здоровье, с улыбкой встречать день.

— А благодаря чему мы сможем это сделать, где искать этот ресурс положительной энергии?

— Это общение с позитивными людьми, с людьми творческими. Также нужно больше быть на природе, созерцать море, солнце, землю, лес. И еще, как говорил Григорий Сковорода: «Спілкуватися з мертвими», он имел в виду книги, так что стоит больше читать. И, конечно же, насыщаться красотой музыки. Необходимо обогащать свой духовный мир. Только тогда между людьми будет больше взаимопонимания, того, зачем ты пришел в этот мир, и что должен сделать в нем. И, как говорил Г. Сковорода: «Дай, Бог, мне умереть в рассудке».

Андрей ОВЕРЧЕНКО

Читайте также:

История создания одесского театрального лицея

Поделиться статьей в социальных сетях: