>

В школе детям надо дать любовь к жизни, друг к другу и стремление учиться

Кулевчанская общеобразовательная школаНа фото: Наталья ПРОДАНОВА, директор Кулевчанской общеобразовательной школы I-III ст.

Реформы в сфере образования, которые так настойчиво реализует министр образования Украины Лилия Гриневич, оказались своевременными. Как рассказала нам директор Кулевчанской общеобразовательной школы I-III ст. Саратского района Наталья ПРОДАНОВА, новая украинская школа дает много возможностей. Сама директор — большое подтверждение тому, что в какой бы части Украины не жил человек, страна для него — родной дом. Единый и неделимый. Сама она — учитель украинского языка, хотя выросла в болгарской семье, а ее мама — русская. И такое многообразие доставляет ей огромное удовольствие.

— Наталья Ивановна, ваша школа вполне похожа на городскую. Большая, с новинками последнего времени — интерактивными досками. Большое помещение. Сколько в вашей школе учится детей?

— На сегодняшний день у нас работает 42 специалиста, которые обучают 367 учеников. Обучение проходит на украинском языке, но изучаем и свой родной язык, болгарский, сейчас этот вопрос становится очень актуальным.

— Почему тогда возник такой большой международный скандал в связи с законом об образовании?

— Я как раз недавно присутствовала на заседании круглого стола, где мы встречались с заместителем министра образования Павлом Хобзеем. Посол Болгарии Красимир Минчев организовывал в Киеве эту встречу. Мы обсуждали такой вопрос: ущемляет или не ущемляет права этот закон. Высказали свое мнение, нас выслушали, надеюсь, что прислушаются к нашей точке зрения.

— И в чем она заключается?

— Дело в том, согласно новому закону предлагается изучать в начальном звене все предметы на родном языке. Мое же личное мнение, что изучать родной язык, безусловно, нужно, но мы живем в Украине, и наши дети будут поступать в украинские вузы. Вот поэтому им нужно знать украинский язык и изучать его на должном уровне, а если дети дома общаются на болгарском языке, к тому же и в школе все время будут говорить на болгарском, то уровень знаний будет не такой высокий.

Кулевчанская общеобразовательная школа - 1

— Тем не менее, уделять время языку, на котором дети общаются в семье, также нужно?

— Изучать его нужно, но час-два, максимум три. Внеклассная работа ведется на высочайшем уровне, потому что у нас есть непосредственные связи с Болгарией. Нас опекает региональный музей в городе Шумен. Для нас реализуют различные проекты, есть возможность изучать традиции, обычаи. Наши дети туда едут с различными представлениями, участвуют в карнавалах, всегда занимают первые места.

— И вот таким образом можно изучить именно литературный болгарский?

— Действительно, на юге Одесчины разговаривают на диалектном языке, но преподавать мы стараемся его чистый вариант. У нас долгое время не было специалиста по болгарском языку. Но замечательный человек Мария Кофовна занялась самообразованием и изучила болгарский язык на достаточно высоком уровне. Сейчас второй год работает специалист после окончания факультета болгарской филологии университета им. Мечникова, то есть мы преподавателями обеспечены.

— Тогда вопрос, может он и политический, но касается нашей жизни: откуда возник скандал с законом об образовании?

— Я думаю, что это искусственно созданная проблема. Закон об образовании и до этого давал возможность изучать родной язык в необходимом объеме. Главное — провести работу с родителями, выбрать нужное приложение, и тогда можно добавлять количество часов, необходимое по запросам данного учебного заведения. Вот у нас в данном случае час — два, и я думаю, что нам поднимать этот вопрос даже не стоит. Этот вопрос можно по-разному разогреть, и мы можем ожидать от родителей разную реакцию. Потому что они думают по-другому, и у них сегодня есть вседозволенность, а учителя не защищены ничем.

Кулевчанская общеобразовательная школа - 2

— Но вы как-то воспитываете детей, родителей?

— Конечно, мы стараемся, показываем, что планируются поездки, в которые едут 15-20 детей. Но и стальным, конечно, хочется, и не просто, чтобы побывать за границей, детям хочется поучаствовать в конкурсах, карнавале плодородия, на котором мы представляем нашу страну. Это огромное мероприятие сродни венецианскому карнавалу. Было очень приятно, когда в первый год мы выиграли в первый день и нам дали большую награду. Во второй день было кулинарное шоу, в котором мы тоже победили, и денежный приз составил 100 левов, тогда это было очень большое вознаграждение. Каждый следующий раз, если мы выигрываем, то получаем право на участие в следующем конкурсе в качестве приза.

— А в каких кадрах вы испытываете дефицит?

— Особо острая нехватка — нужен один специалист по информатике, вот нет такого и найти не можем.

— Надо выращивать своего…

— Мы выращиваем, отправили парня, уже учится. Но возникает вопрос: получив знания, вернется ли он в село? Ведь простому учителю информатики мы можем дать максимум 27 часов.

— И какой у него будет заработок, если он будет работать эти 27 часов?

— 5-6 тыс. грн. Это при наличии классного руководства, за кабинет учителя получают. Остальных же мы сами выращиваем, у нас специалисты есть.

— У нас существует разница между сельскими и городскими школами, поэтому закон предусматривает сдачу ЗНО с коэффициентами. Как вы относитесь к этому, есть ли какое-то уравнивание детей, и насколько закон позволяет сельским детям быть конкурентными с детьми из города?

— Когда был введен сельский коэффициент, можно было бы сказать, что сельских детей выделяют и ущемляют, то есть их сразу ставят на боле низшую ступень. Я не хочу сказать, что наши дети получают меньше. Вот в нашей школе все специалисты украинского языка имеют профильное образование, это хорошие специалисты, и мы можем дать высокий уровень знаний нашим ученикам. Многое зависит от самого желания ребенка, в селе конкуренция между детьми построена немного по-другому, чем в городе. Там ощутимо стремление вперед, чем больше — тем лучше, а здесь более узкое понятие, нет стремления, и в этом мы чувствуем сложность. Мы можем дать необходимые знания, но то, что дети не всегда способны их воспринять, стало ощутимой проблемой. А относительно равных прав — если желает ребенок, поступить можно.

— Но закон был полезен в этом?

— Да, конечно.

— По вашему мнению, что самое главное нужно дать в школе детям? И что им нужно получить, потому что это разные процессы?

— Самое первое — это любовь к жизни, друг к другу и стремление учиться, а если будет стремление учиться, то они найдут абсолютно все. Они достанут знания и с интернета, и с книг, и с общения между собой. Мы готовы отдать все, что у нас есть, если они готовы принять. В таком случает результат будет высоким.

Юлиана БОГДАНОВИЧ

Поделиться статьей в социальных сетях: